Белая дама в европейской традиции
Вообще, такой персонаж фольклора, как Белая дама, встречается практически везде, где когда-либо собирались истории о привидениях. Собственно, так называют любой неопознанный потусторонний объект, имеющий женские очертания и светлые одеяния.
Так, в Европе призрак Белой дамы известен с XIV–XV веков. Чаще всего означенный призрак был замечен в Германии. Считается, что Белая дама появляется там, где когда-то были разрушены храмы, обители. И там этот призрак неминуемо приносит какие-нибудь несчастья.
В чешском замке Рожмберк Белой дамой называли призрак дочери хозяина замка, несчастной Перхты, привидение обитает в замке уже пять веков. Перхта родилась в 1429 году и была дочерью Ульриха Рожмберка. В возрасте двадцати лет отец насильно выдал ее замуж за моравского дворянина Яна Лихтенштейна. Молодожены друг друга не любили, над несчастной Перхтой всячески издевались домочадцы мужа, а муж не пытался пальцем о палец ударить, чтобы хоть как-нибудь улучшить положение супруги.
Впрочем, в 1473 году Ян Лихтенштейн умер, как водится, попросив у жены прощения, но Перхта и не подумала прощать мужа, за что Ян проклял жену, пообещав, что даже в гробу ей не будет покоя.
Перхта прожила до 1476 года, а после смерти стала вновь появляться в замке в виде привидения в белом платье. Белая дама охраняет свой род, пока он не угаснет. Часто ее можно застать склонившейся над постелькой с плачущим младенцем. Но она не приносит никакого вреда.
Много раз Перхта появлялась рядом с колыбелькой маленького Петра Рожмберка. Все женщины в доме знали о миролюбивом характере призрака и не мешали баюкать малыша. Но вот однажды призрака застала новенькая нянька, которая ничего не знала о семейном привидении, и жутко перепугалась. Тогда Перхта показала рукой в сторону стены и исчезла.
Как-то раз, уже будучи взрослым, Петр услышал эту историю и приказал сломать стену, на которую указал призрак. Там оказался клад.
Если призрак Перхты вдруг сменит белое платье на красное – жди пожара, а если переоденется в черное – это предвещает чью-то смерть.
В 1944 году в замке Рожмберк разместили школу нацистской девичьей организации «Бунд дойче Мадель». Утро начиналось с поднятия над башней замка флага со свастикой. Прежде здесь висело гордое знамя рода Рожмберков с пятилепестковой алой розой, такое своеволие не понравилось фамильному призраку, и однажды утром он встретил девочек на лестнице, ведущей в башню, и погрозил им пальцем. Воспитанницы прибежали к своей начальнице, а та, не поверив в привидение, заподозрила провокацию, был составлен протокол. Но призрака так никто и не сумел арестовать.
По легенде, освободить Белую даму от проклятия сможет тот, кто сумеет прочесть надпись на ее старинном портрете, висящем в замке. Слова, освобождающие Перхту, одновременно укажут, где спрятан огромный рожмберкский клад.
В европейской традиции есть немало Белых дам, и если бы мы хотели погружаться в эту тему, для нее следовало бы как минимум выделить отдельный раздел книги. Добавим только, что, наслушавшись легенд о белом призраке, писатель Уильям Коллинз в свое время написал роман «Женщина в белом», где попробовал связать легенду о призраке с трагедией реальной женщины.