27.03.2021      168      0
 

Подземные ходы Санкт-Петербурга

  Без хорошего подземного хода не обходится ни одна уважающая себя крепость; строивший свой рыцарский…


 

Без хорошего подземного хода не обходится ни одна уважающая себя крепость; строивший свой рыцарский замок Павел I не мог не знать, что ров и подъемный мост еще не делают замок замком. Мечтающий построить в Ораниенбауме настоящий капуцинский монастырь и одеть придворных в одежды монахов этого ордена его отец Петр III не мог не задумываться о необходимости прорыть хотя бы один подземный ход. В Европе подземелья являлись частью привычной архитектуры, и было бы странно, если бы изначально задуманный как европейский город, Санкт-Петербург отказался от такой романтической и одновременно удобной вещи, как подземные ходы. Дорога под землей позволяет страстному влюбленному посещать даму своего сердца без риска быть замеченным, члены тайного ордена встречаются в подземных храмах, дабы молиться там, а полиция имеет возможность настигать заговорщиков и бунтовщиков, подкрадываясь к ним по подземным переходам.

Романтика! Никакие доводы о частых наводнениях и вездесущем болоте не могли охладить страсти самого романтичного из русских императоров к этим таинственным архитектурным сооружениям.

Самый первый подземный ход, во всяком случае, первый, о котором мы знаем, был создан графом Орловым в Гатчине. Причем исключительно в декоративно-эстетическом плане, как садово-парковое украшение бережной части Серебряного озера.

Данный подземный ход нарекли Гротом «Эхо», строение представляло собой подземную галерею, соединяющую дворец и берег озера. В советское время было принято считать, что его сиятельство специально построил этот проход с целью собственного спасения. Де, придут его арестовывать или еще какие супостаты нагрянут разделаться с царицыным любимчиком, а он успеет удрать. Но, скорее всего, грот «Эхо» изначально планировался как своеобразный акустический объект. Если подойти к гроту и крикнуть что-нибудь, то через минуту из-под земли те же слова будут возращены замогильным басом. Во всяком случае, грот никогда не скрывался, даже наоборот, все гости Орлова непременно приглашались осматривать подземелье. Согласитесь – кто же станет выставлять напоказ секретный объект?

Когда Гатчину облюбовал Павел, увеселения у грота не прекратились, кроме того, после захвата Бонапартом Мальты и разгона обитающего там с незапамятных времен рыцарского ордена российский император Павел возложил на себя обязанности великого приора, а в подземной галерее для своих ритуалов стали собираться мальтийские рыцари.
После смерти Павла Петровича появилась легенда, что стоит подойти к решетке грота и крикнуть в темноту: «Павел», в ответ можно услышать: «умер». А если спросить, «кто здесь правил?», эхо ответит: «Павел, Павел»…

Другой подземный ход сделал уже сам Павел, коридор соединял крепость Мариенталь с Павловским дворцом и проходил под речкой Славянкой. Подземный ход обеспечивал безопасное и незаметное прохождение императора со свитой или с солдатами из дворца в хорошо охраняемую крепость.

Кстати, одному из этих ходов зазеркальный мир призраков обязан пополнением своего привиденческого штата. После войны детишки играли в полуразрушенном Павловском парке и провалились в один из подземных ходов, вызвали обвал, в живых не остался никто. Легенда утверждает, что в парке можно встретить императора Павла, мирно беседующего с привидениями мальчишек. Происходит эта встреча на мостиках или на одной из дорожек парка.

Подземный ход, ведущий от каменноостровской церкви Иоанна Предтечи к Неве, также обеспечивал скрытый проход императора в семейный храм для того, чтобы петь в хоре.
Подземный ход от личного кабинета Павла в Большом дворце (из Часовой башни) вел прямехонько до кабинета приора в нововозведенном Приоратском дворце. Очень удобно, если подумать. Ни тебе капризов погоды, ни объяснений с императрицей и министрами. Заходит император в личный кабинет, просит не беспокоить – мол, серьезными делами занят, а на самом деле его давно уже там нет.

Кстати, именно этому подземелью народная молва приписала исчезновение в пятидесятых годах двадцатого века памятника Ленину. Был и пропал? Спрашивается, куда делся? Не на дачу же к себе кто-то уволок! Наверняка статуя просто провалилась в павловский подземный ход – и то верно, памятник тяжеленный, а подземелье уже сколько лет стоит без ремонта.

Существует легенда, будто и из спальни императора в Михайловском замке тоже был сделан подземный проход к статуе Петра I, что находится перед ним. Когда убийцы ночью ворвались в опочивальню самодержца, он не успел добраться до секретной двери и спрятаться в потайном ходу.

Тайну этого подземного хода знал только Павел, и после его гибели никто уже и не сумел отыскать секретную дверь и попасть в подземелье.

Павел отлично понимал, что от рук приспешников матери в свое время погиб его отец Петр III и, естественно, опасался повторения судьбы дорогого родителя. Поэтому несчастный Павел и планировал Михайловский замок как свою твердыню. Как место, которое сможет уберечь его от заговорщиков. Потому и доверял своему подземному ходу, о котором никто кроме него не знал.

Быть может, именно из-за предсмертных страданий убиенного императора в 1819 году в Михайловском замке в первый раз появился призрак Павла I. Произошло это так: после кончины императора замок долгое время стоял без хозяина, а потом его передали в распоряжение Инженерного училища. В первую же ночь на новом месте, ровно в полночь, юнкера увидели призрак Павла со свечой в руке. С тех пор безвинно убиенного императора то и дело замечали, шествующего с горящей свечой по залам и коридорам дворца. Правда, еще говорят о том, что роль покойного императора время от времени исполняли сами юнкера. Во всяком случае, некоторые из озорников были изловлены и примерно наказаны. Но наличие подделок до сих пор еще не отменяло подлинник.

Однажды один из юнкеров, который знал о существовании призрака и видел его, поспорил со своими товарищами, что встретит покойного императора и рапортует ему по всем правилам. Самое удивительное, что ему действительно хватило сил не только встретиться глазами с Павлом, но и как-то произнести свой заранее подготовленный монолог, после чего бедняга грохнулся в глубокий обморок.

Известность призраку принес рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище.
Призрак убиенного императора видел взвод солдат столичного гарнизона, перевозивший военное имущество, с ним встречались новые обитатели дворца, например, разводящий ефрейтор училища Лямин, а также многочисленные прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру.

Видели его и занимающиеся ремонтом замка рабочие, это произошло в том же 1819 году. Невысокий человек в треуголке и ботфортах появился как бы ниоткуда и начал важно расхаживать по коридорам, наблюдая за работами и грозя работникам кулаком. Власти всячески старались пресечь эти слухи, однако Павел и не подумал покидать свой дом.
Впрочем, этот призрак абсолютно безвреден. Говорят, будто бы Павел надеется отыскать своих убийц. Да только их ведь давно уже нет на этом свете, вот только в годовщину убийства на лестнице замка, в лунную ночь… но там они почему-то ни разу еще не встретились.

Призрак Павла Петровича также продолжает посещать свой дворец в Гатчине, свой «Русский Эльсинор». Там же можно повстречать Екатерину II и графа Орлова. Все трое, по свидетельству музейных работников, как актеры на сцене, продолжают разыгрывать шекспировские страсти: Екатерина в роли Гертруды, Орлов – Клавдия, а между ними мечется русский Гамлет – бедный Павел.

Сам же Павел играет на флажолете (инструмент, похожий на флейту). Иногда слышно, как поскрипывает паркет под его туфлями, или вдруг совершенно неожиданно распахивается форточка или захлопывается какая-нибудь дверь.

Впрочем, должно быть, исключительно с целью не дать несчастному императору совсем уже пасть духом, время от времени по коридорам дворца проносится еле заметный шорох. Это крадется на свидание невидимая фрейлина Екатерина Нелидова.

Почему именно она? Ведь известно, что очаровательная Катенька, простушка и хохотушка, при жизни которой никто бы не смог и подумать, что она когда-нибудь разделит участь фамильных призраков известных рыцарских замков. Но действительно, почему считают, что это именно Нелидова? Ведь если призрак невидим, его можно назвать любым именем. И не могла ли оказаться на ее месте сменившая ее на посту фавориток Лопухина?

Мы не знаем ответов на эти вопросы. Впрочем, может, секрет кроется в роли молоденькой служанки Сербины из спектакля «Служанка-госпожа» Перголези, которую очаровательная смоляночка Катенька Нелидова исполняла с таким мастерством и которая, как считали многие, определила ее путь наверх. Дело в том, что, согласно пьесе, озорница Сербина путем хитростей вынудила своего господина жениться на ней.

В 1775 году Екатерина II поручила Левицкому запечатлеть Нелидову в роли Сербины, танцующей менуэт. Газета откликнулась на великолепную игру 15-летней воспитанницы стихами, написанными Алексеем Ржевским:

Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла,
И, соглашая глас с движением лица,
Приятность с действием и с чувствиями взоры,
Пандолфу делая то ласки, то укоры,
Пленила пением и мысли и сердца.

Через год после удачного дебюта Нелидова была назначена фрейлиной к великой княгине Наталье Алексеевне, а после ее смерти в 1777 году к великой княгине Марии Федоровне. В 1797 году девушка была награждена орденом Екатерины малого креста.

Когда же на престол вошел Павел I, Нелидова стала камерфрейлиной. Связь их была чисто нравственная, оба разделяли религиозно-мистический настрой эпохи, благодаря чему неформальное общение государя с фрейлиной со временем получило одобрение самой императрицы Марии Федоровны. По словам Павла, его соединяла с Нелидовой «дружба священная и нежная, но невинная и чистая». О своем романе с императором Нелидова заявляла: «сам Бог предназначил меня охранять государя и руководить им для общего блага».

В том же гатчинском дворце кроме призраков людей, а может, вместе с призраками людей, прекрасно сосуществуют призраки домашних животных, когда-то обитавших там. Во всяком случае, в «Собственном садике» императора вдруг можно услышать топот копыт и лай собак. Это любимцы Павла Петровича, жившие с ним в Гатчине и похороненные где-то поблизости. Впрочем, все эти зверушки абсолютно безобидны и до сих пор проявляли себя исключительно только означенными звуковыми эффектами.

Что касается предсказаний, то мистически настроенный Павел Петрович услышал о своей скорой гибели не только из уст своего легендарного предка Петра I, о том же поведала ему неизвестная юродивая, сказавшая: «жить тому на земле столько лет, сколько букв в тексте изречения над главными воротами Михайловского замка: «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней».

Разумеется, после смерти Павла о пророчестве вспомнили, пересчитали буквы, и их количество точно совпало с числом лет, которые прожил император. В настоящее время сама надпись исчезла, но на чистом поле фриза над Воскресенскими воротами остались метки от крепления роковых букв.

Есть мнение, что Павел знал не только год своей смерти, но и день, во всяком случае, существует легенда, будто в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, император прошептал: «Чему быть, того не миновать»…

Мы засмотрелись на внезапно появившийся перед нами призрак императора Павла и позабыли, что изучали знаменитые подземелья Санкт-Петербурга и его окрестностей.
Вместе с утраченным подземным ходом из покоев императора с его смертью оказались утерянными и другие, якобы также прорытые из Михайловского замка подземные коридоры. Они должны были вести к Мальтийской капелле, к казармам Павловского полка и к дому № 16 по Фонтанке (знаменитое Третье отделение).

Не знаю, как первые две версии, а вот никакого Третьего отделения во времена Павла по означенному адресу еще не значилось. А когда оно открылось, Михайловский замок уже не имел того политического и административного статуса, как при Павле Петровиче, и прорывать подобный ход стало нецелесообразно.

Особого внимания заслуживает подземный ход, ведущий из Зимнего дворца в Исаакиевский собор, в Петропавловку, а также к Манежу. В Манеж и из него император Николай I[57] передвигался исключительно верхом. Свод подземного хода был сделан достаточно высоким, чтобы наездник не чувствовал неудобств. Разумеется, все эти подземелья содержались в образцовом порядке, в них поддерживалась стабильная температура в любое время года, кроме того, там не было луж, подземная дорога всегда оставалась чистой и ровной.

Есть легенда, что по подземным переходам проезжал уже не на коне, а – берите выше – в карете светлейший князь Потемкин. Если учесть, что кареты были тяжелыми, без, как минимум, тройки тут вряд ли бы обошлось. Впрочем, его сиятельство известен как человек широкой души, так что коней могло быть и больше. Переход, по которому ехал Григорий Александрович, пересекал Неву под ее каменным ложем.

Был прорыт подземный ход из Зимнего к Капелле. Обычно по нему перевозили певчих, голоса которых не должны подвергаться испытанию питерской погодой.
Кроме этого рассказывают о тайном переходе между дворцами Белосельских-Белозерских и Аничковым, он шел под рекой Фонтанкой, и такой же был прорыт между Александринкой и театром Комедии. Известно, что нередко актеры выступали в один день сразу на двух площадках, и подобный проход помогал им преодолевать расстояние, не переодеваясь и не разгримировываясь.

Был проход от дома эмира Бухарского (Каменноостровский проспект) до мечети. Еще один переход прорыли под Невой по приказу Николая II, вел он от Зимнего дворца к особняку балерины Матильды Кшесинской.

Авторство другого подземелья любви приписывали монахам Александро-Невской лавры, и шел он до Киновии (архиерейского дома для престарелых и больных монахов). Для чего изначально был прорыт сей подземный ход, неизвестно, но открывшие его в XIX веке монахи пользовались потайным ходом для посещения охтинок.

Другой подземный ход от лавры вел прямо к Неве, его якобы использовали монахи, любившие в свободное от основных занятий время искупаться в проруби. Несколько подземных ходов приписывают любострастию Екатерины II, дворец которой в Царском Селе был соединен подземными переходами со всеми сооружениями парков, а также вел к казармам полков на углу Малой и Церковной улиц. Кстати, в семидесятых годах прошлого века некоторые из этих подземелий были обнаружены и опечатаны.

После Кровавого воскресенья в 1905 году император приказал построить тайную подземную дорогу, которая вела бы от железнодорожного вокзала в Царском Селе до Александровского дворца (там же). Это был первый опыт постройки метрополитена!

После январских событий 1905 года император с семьей переехали из Петербурга в Царское. Вот тут-то и начали строить от железнодорожного вокзала до Александровского дворца «тайную ветку метро», работы на которой остановила Первая мировая война. Входы и выходы были замурованы и замаскированы.

Тем не менее, в пятидесятых годах прошлого века на территории царскосельских парков неожиданно стали находить удивительные «клады». Так, эсерами в одном из подземных туннелей был обнаружен схрон американских и английских банкнот на весьма приличную сумму. Деньги пошли в партийную кассу.

Что касается ходов, ведущих к Неве или под ней, теперь уже невозможно доказать, какие из них были реальностью, а какие выдумкой, так как во время обустройства набережных реки, когда ее берега получили красивые гранитные корсеты, все существующие проходы были спешно закрыты и надежно замурованы.

Впрочем, время от времени те или иные ходы обнаруживаются: где-то вдруг буквально ни с того ни с сего проваливается земля, черные копатели находят зарешеченный подземный проход. Так что о подземных ходах будут еще долго говорить, а может быть, даже раскапывать их, исследовать и по мере возможности реставрировать.

К питерским подземельям относятся так же – система подвалов под старыми домами существует до сих пор: по некоторым из них можно пройти несколько кварталов, ни разу при этом не поднимаясь на поверхность. А еще метро, которое с самого начала своего существования начало обрастать различными легендами.

Кстати, мало кто знает, что под землей на участке между площадью Мужества и Лесной, там, где в конце прошлого века произошла серьезная авария, установлена небольшая статуя католической святой Барбары, традиционно покровительствующей шахтерам. Дело в том, что ликвидировать последствия аварии нам помогали итальянские специалисты, а они просто не могут работать на такой глубине, не молясь при этом своей святой. Руководство метрополитена против вселения Санты-Барбары не возражало, тем более, что как раз в то время по всем телевизорам страны шел одноименный сериал. Когда же шахтеры уехали, они оставили Барбару под землей в качестве своеобразного подарка городу.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Легендарный автор
Безмолвные персоны

Безмолвные персоны

Оглавление1 Расстрелянный священник1.1 Бездомный призрак1.1.1 Ожившая статуя1.1.1.1 Верный клятве Расстрелянный...

Бог Гор

Бог Гор

Оглавление1 Детство и юность Гора1.1 Культ Осириса Детство и юность Гора 14 надгробных плит установили Исида и...

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Приехал Илья Муромец в темные леса Брынские, видит перед собою дивное диво: стоят рядом девять дубов...

Напиши мне